logo.png, 0 kB

тел. /факс: +7 (496) 588-01-08

Главная arrow О предприятии


Начало, становление и развитие практической сварка взрывом Печать E-mail

Начало, становление и развитие практической сварка взрывом

Первухин Л.Б., д.т.н., проф., генеральный директор ООО "Битруб Интернэшнл"

Посвящается незабвенной памяти моих учителей:
 д.т.н., проф. Цемаховича  Бориса Давыдовича
 д.т.н., проф. Гельмана Александра Самойловича.

В начале 60-х годов прошлого столетия в Институте гидродинамики впервые в СССР было получено соединение сваркой взрывом, это было принципиально новое использование энергии взрыва не для разрушения в горном и военном деле, а для сварки, получения неразъёмных соединений. Результаты были опубликованы в журнале «Сварочное производство» в № 5 1962 г. В США уже в 1965 г. начали производить сваркой взрывом биметаллы и сегодня компания ДМС (DMC) является одним из основных производителей биметалла в мире этим методом.

Исследования этого интересного процесса были начаты во многих научных центрах СССР: Институте гидродинамики СО АН, Институте электросварки им. Е.О. Патона, Волгоградском Политехническом институте, ЦНИИ КМ "Прометей", МИСИС и многих других. Проводились научные конференции и симпозиумы, на которых в основном представлялись результаты научных исследований, а результатов о практическом применении этого процесса было мало. Разработкой и внедрением сварки взрывом для промышленного производства биметалла и биметаллических заготовок в 1963 г. начали в Алтайском научно-исследовательском институте технологии машиностроения (АНИТИМ, г. Барнаул). Впечатляющие результаты этих работ приведены ниже.

Подробнее...
 
О предприятии Печать E-mail

ООО «Битруб Интернэшнл» было создано в Барнауле в 1992 г., как российско-корейское предприятие для поиска и продвижения на корейский рынок российских технологий, в том числе по нанесению покрытий на металлы для защиты от коррозии и износа. С российской стороны предприятие было создано специалистами в области сварки взрывом, имеющие большой опыт разработки технологии и внедрения сварки взрывом для производства крупногабаритного биметаллана ведущих предприятиях Советского Союза. В частности,  директор предприятия д.т.н., проф. Первухин Л.Б. проводит исследования в этой области с 1964 года. Тема его кандидатской диссертации «Плакирование взрывом крупногабаритных листов и заготовок для энергетического и химического машиностроения», докторской «Дефекты при сварке взрывом сталей и разработка мер по их предупреждению». Исследования процесса продолжают кандидаты технических наук -  сотрудники предприятия.

Это направление нами развивается более 30 лет, сначала в НПО АНИТИМ (г. Барнаул) совместно с НПО «ЦНИИТМАШ», затем в ООО «Битруб Интернэшнл» и Алтайском государственном техническом университете (г. Барнаул). Наиболее известные достижения плакирование коррозионно-стойкой сталью заготовок лопастей гидротурбин Красноярской, Саяно-Шушенской, Чарвакской ГЭС, ГЭС Сайт 1 (Канада), трубных решеток весом до 40 т для химических реакторов, биметалл марки 22К+ 08Х18Н10Т для барабанов сепараторов пара и гидроаккумуляторов Билибинской и Чернобыльской АЭС и ряд других (общий объём свыше 2000т, см. таблицу). Комплекс этих работ удостоен Премии Совета Министров СССР  за 1981 год.

Разработаны и освоены технологии сварки со сталью меди, алюминия, титана, бысторорежущих и инструментальных сталей, меди с алюминием и др. Освоена совместно с ЦНИИЧМ технология производства трехслойного коррозионно-стойкого листа марки 12Х18Н10Т-10- 12Х18Н10Т толщиной 2-10 мм по методу сварки взрывом с последующей горячей прокаткой. Объём производства в 1985 - 89 годах достигал 10000 -15000 т трёхслойного листа в год или 45000 квадратных метров плакированной сваркой взрывом заготовки. Производство из двухслойных заготовок различных изделий показало, что при горячей и холодной гибке, штамповке, сварке, мехобработке, термообработке не наблюдается отслоений, снижения прочности соединения и т.п.

Систематические исследования (проведенные совместно с ЦНИИТМАШ) прочностных и служебных характеристик биметалла с изучением его механических свойств при статическом, ударном и циклическом нагружениии, при повторных теплосменах, а также коррозионной стойкости, показали, что биметалл, полученный сваркой взрывом обладает комплексом свойств, позволяющим его использовать в конструкциях ответственного назначения в энергетическом, химическом, нефтехимическом и других отраслях современного машиностроения (подробнее см. Плакирование стали взрывом. Под ред. д.т.н. А.С. Гельмана. М., Машиностроение 1978. 191с. Конон Ю.А., Первухин Л.Б., Чудновский А.Д. Сварка взрывом. М.: Машиностроение, 1987. 216с.).

На предприятии постоянно непрерывно проводятся научно-исследовательские работы с целью улучшения качества выпускаемой продукции.

В период с 1992 года по 1999 год выполнены следующие работы:

  1. Продолжены работы по расширению области применения трехслойной стали марки 12Х18Н10Т-10-12Х18Н10Т, полученной по методу сварки взрывом с последующей прокаткой. В частности, смонтированы аккумуляторные баки на Омских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-6, ёмкостью 5000м3 (Диаметр 16м, высота 12м), экспортировано в Корею партия биметалла для изготовления посуды.
  2. Произведены и отгружены в Корею партии биметалла алюминий-медь, изготовлены биметаллические переходники и проведены широкие испытания их в Корее, которые  показали, что они по всем параметрам не уступают японским.
  3. Разработана технология и изготовлены промышленные партии трубчатых переходников для АО «Татнефть»; использование трубчатых переходников для соединения бесшовных труб с внутренней поверхностью покрытой стеклом или полиэтиленом позволяет отказаться от катодной защиты сварных стыков.
  4. Разработаны и опробованы при выпуске опытных партий технологии производства бесшовных котельных труб, электросварных трубчатых трёхслойных переходников, электросварных  двух и трёхслойных труб для нефтепроводов.

В 1999 году  предприятие было реформировано и стало чисто российским.

В связи со спадом промышленного производства в стране обработку металла взрывом  практически прекратили. Промышленные полигоны перестали существовать. Уменьшился и объём исследований в этой области. Однако полностью работы не были остановлены. В частности, продолжались работы в фирме «Матем» (Новосибирск), где проводятся не только исследования, но и выпускаются промышленные партии биметалла сталь +АО-20 для подшипников скольжения мощных дизелей. Продолжаются работы в ООО «Битруб Интернэшнл», ИСМАН, Волгоградском техническом университете, ФГУП ЦНИИКМ «Прометей, ОАО «Уралхиммаш», Институте гидродинамики СО РАН и др.

После 2000 года наметилось оживление в промышленном производстве. Однако из-за отсутствия промышленного производства таких биметаллов как сталь + титан, сталь + цветные металлы, сталь + коррозионно-стойкая сталь и др. потребности машиностроительных предприятий удовлетворяются за счёт импорта из Франции и Японии, где этот биметалл производится сваркой взрывом.

В связи с этим в ноябре 2003 года  ИСМАН, ООО «Битруб Интернэшнл», ООО "Институт биметаллических сплавов" и ФГУП НИИ «Геодезия»  изучили возможность использования испытательного полигона ФГУП НИИ «Геодезия» в г. Красноармейске, Московской области для обработки металлов взрывом. Изучение показало, что на производственной базе ФГУП НИИ «Геодезия», включающей испытательные площадки для одновременного подрыва заряда около 1000 кг в тротиловом эквиваленте с подъездными путями с твёрдым покрытием, производственные здания, оборудованные мощными мостовыми кранами и железнодорожными подъездными путями и не полностью загруженные основным производством, имеются возможности производить биметалл сваркой взрывом.  В 2004 году ООО «Битруб Интернэшнл» и ФГУП НИИ «Геодезия» с участием ИСМАНа и ООО "Институт биметаллических сплавов" начали производство биметалла сваркой взрывом. Технология и специалисты перебазированы из г. Барнаула в Московскую область г. Красноармейск и г. Черноголовка.

В 2007 году предприятие полностью перебазировалось в г. Красноармейск, Московской области.

Большим успехом мы считаем освоение промышленного производства крупногабаритных заготовок биметалла сталь-титан по принципиально новой технологии сварки взрывом в среде защитных газов, которая обеспечивает сплошность сцепления слоёв по нулевому классу без интерметаллидных включений в зоне соединения и прочностью соединения на срез и отрыв выше 150 МПа после термической обработки при 550 °С.